7-9 ноября 2014
2011 | 2012 | 2013

Главная > Инфографика - как в одну картинку уложить газетную полосу

Инфографика - как в одну картинку уложить газетную полосу

22.11.2013

Одной из тем Международного Форума Новомедиа 2013 стала журналистика данных и информационная графика. 16 ноября  прошла встреча с представителями этого направления Романом Кульчинским и Денисом Семенюком. Говорили о зарождении журналистики данных, развитии и становлении в мире и Украине, перспективах направления.  

Тезисы выступления Романа Кульчинского

Журналистика данных (ЖД) подразумевает интерактивные визуализации. Ее часто путают с инфографикой, но это ошибочное суждение. ЖД – это работа с большими массивами информации. Нужно взять массив данных, проанализировать и представить выводы в таблице или карте. Например, мы проводим исследование о ДТП в Киеве. В итоге должна получиться инфографика, где будет представлено наиболее опасные улицы, время, когда часто люди попадают в ДТП, какие марки машин становятся участниками происшествий.

IMG_0242_

Отличие от журналистики заключается в том, что большая аналитическая статья может быть интересна две недели, с ЖД – совсем иначе. Над ней надо долго работать, но эти материалы вечны.

Сейчас появляется новый тип читателей – фанаты данных. Они ищут в Интернете данные, потом их обсуждают. Эти люди открывают для нас новые темы.

Еще одно отличие от письменной журналистики – это фактичность, ЖД работает с фактами и предоставляет возможность читателям делать собственные выводы.

На Западе сейчас популярности набирает тема защиты частных данных. Ведь почти у каждого есть телефон, который фиксирует фактически все: от передвижения до длительности звонков. Например, газета « Die Zeit» сделала расшифровку, где можно увидеть карту передвижения абонента. Эта инфографика не только стала популярной, но и до сих пор приносит им трафик.

Газета «The Texas Tribune» исследовала начисление зарплат с бюджета Техаса. Эта работа собрала больше просмотров, чем  расследования работников редакции.

Газета «The Guardian» проанализировала распространение слухов в Твиттере и определила роль СМИ в этом процессе. Если средства масс-медиа подхватывают слух, он становится популярнее.

Много данных становятся доступными во время выборов. Поэтому многие журналисты не могут обойти эту тему стороной. Гуру в этом – «New York Times». Они проанализировали изменения в настроении избирателей в время двух последних выборов Президента в США и представили это в виде карты.

IMG_0252_

Теперь немного об опыте нашего сайта. Первой работой было исследование рейтингов украинских ВУЗов. Мы учитывали средний бал абитуриентов, которые выбирают этот университет, количество людей на место, цену и представили материал в таблице. Это было 2 года назад, но до сих пор материал попадает в Топ-10 статьей.

Также мы занимались исследованием государственных закупок, в ходе которого удалось определить тенденцию сокращения количества фирм-участников тендеров в последние годы. С этой работой мы поехали на международный конкурс, где обошли «The New York Times».

Недавно мы закончили проект, где представлена карта с лучшими школами. На этой основе нам удалось сделать рейтинг городов по уровню образования. Лидерами стали Львов, Киев, Черновцы.

Также мы работами над картой голосования на парламентских выборах в 2012 году. Особенностью этого исследования стало то, что результаты было представлено по каждому избирательному участку.

ЖД находится на пересечении трех профессий: журналиста, дизайнера и программиста. Инфографика создается с помощью Data Driven Documents.

ЖД начинается с журналиста, потому что он ищет данные. Кроме того, он может дать программисту техническое задание.

 

Тезисы выступления Дениса Семенюка

Термин ЖД возник не так давно, в 2009 году. Сейчас открываются вакансии для подобной работы.

Можно выделить такие этапы работы с данными:

  1. получение;
  2. фильтрация;
  3. разработка инфографики;
  4. история на основе данных.

В работе нужно использовать открытие источники и следить за возможностью повторимости исследования.

Где брать данные:

  1. сервисы баз данных;
  2. форумы;
  3. списки рассылок;
  4. присоединиться к сообществу Hacks/Hackers;
  5. спросить эксперта;
  6. узнать побольше об IT-структурах;
  7. поиск по ключевым фразам;
  8. запрос.
IMG_0267_

Несколько советов в работе с ЖД:

  1. контекст имеет значение;
  2. ставьте реальные цели;
  3. ищите лучшие методы поиска информации.

Сервисы, которые могут помочь в роботе – Excel, Google Drive, Piktochart, thinglink, ZeeMaps, timetoast.

Сейчас с развитием видео визуальная журналистика приобретает новые возможности. Одним из примером подобной журналистики может быть видео с героем, который рассказывает сам о себе. Для этого необходимы яркая история и позитивный герой.

Основное пособие по ЖД – это книга «The Data Journalism Handbook». Написана она на английском, но частично переведена на русский. Найти издание можно в Интернете по адресу http://datajournalismhandbook.org/. 

Напомним, Международный Форум «Новомедиа» проходил 15-17 ноября 2013 года в Киеве в Украинском доме. Это ежегодное мероприятие для работников всех типов средств массовой информации из Украины и других стран. Такие профессиональные встречи Ассоциация «Новомедиа» организовывает с 2004-го года.


Векуа Софико, пресс-центр МФН

mfn14_final300

Международный Форум «Новомедиа» – ежегодное масштабное журналистское событие в Киеве. Традиционно проходит в ноябре и базируется на центральных площадках столицы – Дом кино, Украинский дом. Это – платформа для общения и повышения квалификации представителей медиа-сектора. Тут собираются представители светских и религиозных СМИ из множества стран. В 2011-ом участвовали делегаты из 10 государств. На Форуме встречаются специалисты в телевидении, радиовещании, газетно-журнальном секторе, веб-проектах и новых медиа. В 2012-ом около 40 топ-специалистов стали спикерами на этом глобальном событии. Подобная концентрация профессионалов является ежегодной доброй традицией для Форума.