7-9 ноября 2014
2011 | 2012 | 2013

Главная > Современные СМИ замалчивают политические темы в пользу «бытовых» новостей
warning: Creating default object from empty value in /home/novomedi/domains/old.novomediaforum.org/public_html/sites/all/modules/pg_account/pg_account.module on line 1220.

Современные СМИ замалчивают политические темы в пользу «бытовых» новостей

22.11.2013

Современные СМИ находятся в постоянной гонке за рейтингами и тиражами, не желая предметно освещать политическую ситуацию в стране и серьезные темы. Многие журналисты не желают знать больше того, что им позволяют знать, и это в свою очередь влияет не только на контент современных СМИ,но и на их качество, уверены спикеры Международного Форума Новомедиа политтехнлог Сергей Гайдай, парламентский корреспондент Ольга Червакова (Интер) и журналист и редактор Искандер Хисамов (Вести- ТВ).

Журналисты «плавают» в очевидной информации

В своем выступлении директор по стратегическому планированию социально-инжинирингового агентства Гайдай.Ком, политтехнолог Сергей Гайдай поделился видением того, как работают современные журналисты. 

По мнению Гайдая, существует несколько слоев информации, в которых вращается журналист. Первый пласт называется «очевидное» - это сборище стереотипов и общественных мифов. В нем обитает большинство отечественных журналистов, которые не желают знать больше того, что им позволяют знать.  

Но, настоящая журналистика, по мнению спикера, начинается со второго слоя, в котором находятся факты, противоречащие первому слою. Журналист, желающий докопаться до сути происходящего, не останавливается и на этом, и начинает искать третий слой, который называется «а что происходило на самом деле?». По мнению спикера, только так можно стать специалистом в своей сфере и научиться предметно освещать ситуацию. «Либо вы ныряете в океан содержания, либо продолжаете плавать в первом слое очевидной информации», - подытожил Сергей Гайдай.  

IMG_8358_

Что касается манипуляций, которые в своей работе часто используют как представители медиа профессии, так и политтехнологи, то тут Сергей Гайдай не видит ничего предосудительного. «Слово манипуляция среди журналистов и политтехнологов является ругательным. Но на латинском манипуляция означает что - то, что вы делаете руками, за что несете ответственность. Я в своей профессии манипулирую общественным сознанием. Конечно, для меня существует так называемый нравственный вопрос. И хотя бытует такой стереотип, что политтехнологи будут манипулировать с кем угодно и чем угодно, лишь бы давали деньги, я для себя соответствующее решение принял. Есть выбор. Спокойно можно отказываться от тех проектов, и тех заказчиков, которых ты считаешь вредными», - подчеркнул Гайдай.    

 

СМИ под властью «золотого тельца»

Бывший  главный редактор журнала «Вести.Репортер»,а ныне автор собственного ТВ-проекта Искандер Хисамов согласился со своим коллегой и подчеркнул, что журналистам удобнее писать на так называемую бытовую тематику, а не о серьезных проблемах. 

«Современные СМИ находятся под властью так называемого «золотого тельца», и сознательно замалчивают многие темы, освещая так называемую бытовую тематику: «кто кого убил, зарезал или побил.  СМИ гонятся, прежде всего, за рейтингами, тиражами и деньгами», - считает Хисамов.

IMG_8411

В то же время, спикер уверен, что средствам массовой информации не хватает тем, в которых бы раскрывались вечные ценности. Это происходит, прежде всего, из за нежелания журналистов браться за серьезные темы, в силу непрофессионализма и собственной неподготовленности.     

«Об этом очень тяжело писать. Это даже не материал о корпоративном конфликте. Здесь нужно серьезно и глубоко разговаривать с людьми и иметь представления о вечных ценностях, о духовном. Журналист должен быть высокообразован, культурен и талантлив. Таких – мало», - считает спикер. 

Поэтому, тема вечных ценностей - серьезный вызов для журналиста, уверен Хисамов.

  

Не хотят политики

Еще один спикер форума – парламентский журналист с 10-летним стажем Ольга Червакова, также считает, что современные СМИ, особенно телевидение, не хочет заниматься раскручиванием серьезных тем. Одна из характерных черт современной журналистики, мнению Черваковой - явная цензура. И если раньше речь шла о цензуре власти, то начиная с 2011 года, начинается так называемая «цензура рейтинга».  

«Это попытка уйти от освещения политических новостей в пользу новостей бытового характера, насилии и убийствах. Сейчас телеменеджерами это обосновывается таким образом, что якобы люди это лучше смотрят», - рассказала Червакова.  

IMG_1056_

Вторая характерная черта нынешней журналистики – это джинса.  

«Это способствует серьезной потере рейтинга телеканалов. Кроме того, наличие подобных новостей формирует определенную повестку дня в сознании людей, которая говорит обществу, что так вести себя можно, это норма. И когда вся эта информация ложится на наше и без того нездоровое общество, я опасаюсь что последствия могут быть непредсказуемые и плохие», - высказала свое мнение спикер.   

Также, спикер считает, что у телевидения больше нет монополии на информацию. Сейчас оно стоит перед серьезным выбором. Телевизионные новости либо прекращают злоупотреблять джинсой и заказными материалами, либо их аудитория уходит в Интернет за той информацией, которую они недополучают. И как следствие, считает журналистка - телевизионные новости умрут.  

Что касается вечных ценностей в медиа профессии, то здесь главным лозунгом журналиста является «Не навреди!», как у врачей.  

«Важно понимать, что у журналистов есть некая социальная миссия. И журналистика должна быть в первую очередь коммуникатором между обществом, избирающим власть и властью, которая за деньги налогоплательщиков и попадает во власть. Журналисты должны делать качественно свою работу, говорить правду», - подчеркнула Червакова.    

 

Юлия Забелина, пресс-центр МФН 

 

mfn14_final300

Международный Форум «Новомедиа» – ежегодное масштабное журналистское событие в Киеве. Традиционно проходит в ноябре и базируется на центральных площадках столицы – Дом кино, Украинский дом. Это – платформа для общения и повышения квалификации представителей медиа-сектора. Тут собираются представители светских и религиозных СМИ из множества стран. В 2011-ом участвовали делегаты из 10 государств. На Форуме встречаются специалисты в телевидении, радиовещании, газетно-журнальном секторе, веб-проектах и новых медиа. В 2012-ом около 40 топ-специалистов стали спикерами на этом глобальном событии. Подобная концентрация профессионалов является ежегодной доброй традицией для Форума.