7-9 ноября 2014
2011 | 2012 | 2013

Главная > Хорошо написанная биография, так же редка, как и хорошо прожитая жизнь
warning: Creating default object from empty value in /home/novomedi/domains/old.novomediaforum.org/public_html/sites/all/modules/pg_account/pg_account.module on line 1220.

Хорошо написанная биография, так же редка, как и хорошо прожитая жизнь

21.11.2013

С таких слов начала свою лекцию главный редактор «Viva!Биография» Ирина Емец в рамках сессии на Международном форуме «Новомедиа». Чуть более, чем за час она рассказала аудитории, какие биографии сейчас востребованы, каких личностей требует читатель, о ком интересно читать и, что самое главное, как мастерски написать интересную биографию.

- На мой взгляд, это самый интересный жанр во всем публицистическом процессе. Я считаю - это мечта любого журналиста написать биографию. Потому, что написать биографию – это величайшее счастье и величайший труд, - говорит Ирина.

Жанры биографии

Биографию можно разделить на два типа – документальную и художественную.  С документальной все просто, тут необходимо написать основные даты и события в жизни в героя: год и место рождения, в какой школе учился, в какой ВУЗ поступил и т.д. Все то, что мы пишем, когда составляем свое резюме. Такая биография скорее необходима как часть какого-то ремесла или жанра. Ее часто используют новостийщики, когда пишут, что какой-то чиновник вступил в должность.  Но даже в ней предполагается какой-то субъективный материал, личные качества, например.

Художественную биографию называют еще беллетристической или литературной. Она делится на беллетризованную биографию, литературно-биографический очерк и автобиографию в виде интервью.

- Всплеск интереса к беллетристической биографии в Советском Союзе произошёл в 30-е годы ХХ века, когда появилась серия «Жизнь замечательных людей», - рассказывает Ирина Емец. - И она была очень востребована у советской интеллигенции, за счет того что минимально была подвержена идеологической правке. Для нее чаще писали о советских полководцах и революционных деятелях.

Ближе всего друг к другу стоят беллетризованная биография и биографический очерк. Чем они отличаются. Беллетризованная биография – это хронологически последовательное изложение событий. Тут вы описываете, в какой среде он вырос, кем были его родители, в какой школе он учился, какое образование получил.  Именно в этом поджанре важно идти хронологически.

- Заголовок нашего материла про величайшего футбольного тренера современности Жозе Моуриньо «А после Бога Я» был выбран не случайно, - приводит пример Ирина. -  Сквозь его биографию отслеживается некое надменное и вызывающее поведение. Он всегда крайне самоуверен. Он брал самую слабую команду и выводил ее в лидеры. И это его принцип. И вот через эту черту характера автор проследил всю его биографию. И так интересно ее закончил, с чувством надменного юмора, свойственного Жозе Моуриньо словами самого героя «Когда-нибудь я уйду из футбола и займусь производством соусов. И девиз моего соуса будет такой: «Как бы дерьмово вы не готовили, ваше блюдо спасет соус под названием «Жозе Моуриньо».

IMG_8238_

Пример этого материала в том, что начиная с заголовка, автор прослеживает одну из важных черт характера героя, через которую рассказывает о всех важных событиях в его жизни. Обычно поводов для написания биографий не много, чаще они печальные. Когда умерла Маргарет Тетчер не написать об этом было нельзя, но к моменту выхода журнала в печать все, что могли сказать о этой великой женщине – сказали. Нужно было искать такой подход, чтобы взглянуть на героиню с необычной стороны.

- Эта женщина изменила жизнь многих людей, но есть несколько мужчин, которые изменили жизнь самой Маргарет. И мы проследили ее биографию, начиная с даты рождения, сквозь ее любимых, близких или ненавидимых ею мужчин, но которые сыграли важную роль в ее жизни. Мы начали с отца и через каждого мужчину, мужа, сына, последовательно рассказали всю ее историю.

IMG_8233_

Биографический очерк

В жанре беллетризованной биографии очень важно изложить события последовательно от рождения до смерти. Но самый интересный и в тоже время трудный жанр – это биографический очерк. Здесь раскрывается весь талант журналиста. И не обязательно описывать жизнь героя последовательно. Вы можете начать с любого приема, любого события в жизни героя или возможно в вашей, которое побудило вас вспомнить об этом человеке и рассказать его историю.

- Материал об Александре Демьяненко был написан журналистом и документалистов Валерием Коноваловым. Он предложил написать биографию сквозь свои воспоминания о том, как он снимал этого актера. Назывался материал «Последняя роль Шурика», - рассказывает Ирина.- В свое время он пригласил Александра сниматься в рекламе, и это была действительно последняя роль этого актера. В своем очерке он вспоминает съемки и свои впечатления от общения с этим человеком.

Биографический очерк – это король современной художественной публицистики. Чтобы его написать журналисту нужно владеть несколькими приёмами, каждый из которых, является специализацией отдельно взятого журналиста.  И только если вы сумеете соединить в себе таланты по всем этим направлениям, у нас получиться биографический очерк.  Итак, первое тут – это репортаж. Мы собираем материал, встречаемся со свидетелями событий, смотрим свидетельства этих эпох, изучаем фотографии. Это, пожалуй, самая интересная работа, для журналиста, потому что именно здесь проявляется его любопытство и удивление, потому что судьба великого человека должна удивлять и вас и читателя. Следующее – это аналитика. С тем массивом информации, который вы собрали нужно уметь работать. Обычно по одному герою набирается до 80 страниц информации. И после этого начинается аналитический отбор, что нужно, что не нужно какой эпизод берем, какой выбрасываем, какие детали лучше всего характеризуют и раскрывают героя. И последнее, но крайне важное – это художественное слово, умение изложить материал органично и гармонично, что тоже является талантом.

-Когда мы писали о Королеве и описывали первый полет человека в космосе, там был такой эпизод: первый виток вокруг земли длился 107 минут и Королев потом сказал : «Это были 107 минут блестящего, сверкающего счастья». И эта фраза очень запомнилась, - говорит Ирина. – Когда в моей жизни случаются какие-то события, что аж дух захватывает, я вспоминаю его слова. Сейчас это слово очень дискредитировано, сейчас модно говорить «я счастлива», а на мой взгляд и на взгляд автора невозможно быть счастливым 24 часа в сутках.  Именно его слова про счастье и являются кульминационным событием в этой биографии.

IMG_8220_

Юбилейный портретный очерк

Этот под жанр очерка  часто не отличается по манере написания от всех остальных очерков, но тут очень важно определиться, что такого важного этот человек сделал для общества. И это самый сложный вопрос, так как очень часто нигде это  не описано. А найти величие и гениальность человека очень сложно. Поэтому часто проходиться самому анализировать и находить это величие, а в юбилейном очерке его подчеркивать. Будь это позитивный или негативный герой.

- Когда мы писали материал об Андерсоне, казалось, что тут писать? Самый скучный человек, ни одной любовной истории. Но оказалось, что этот человек был гениальным, - рассказывает Ирина, - Все остальные сказочники великие, а Андерсон – гениальный. И вот в чем его гениальность, он обладал невероятной фантазией, он любил и умел сочинять сказки. Если другие сказочники Пушкин, Братья Гримм, Шарль Перо находили своих героев в народном фольклоре, то Андерсон их создавал. Шарль Перро нашел свою Золушку в недрах немецкого фольклора, братья Гримм вывели сказку в самостоятельный жанр, до них к ней относились как к чему-то второстепенному. Но никто до Андерсона не  придумал Дюймовочку, оловянного солдатика, Снежную королеву. И в этом была его гениальность.  И задача автора была подчеркнуть эту гениальность при всей сложности натуры Андерсона.

IMG_8232_

Биографическое интервью

Этот жанр интересен журналистку больше как полевая работа. Главная сложность заключается в том, что человек, к которому вы идете на интервью наверняка уже давал сотни этих интервью и широкий читатель уже все о нем знает. Поэтому перед тем, как встречаться с героем, важно определить тему, о чем вы будете говорить, продумать эту тему и не обязательно, она будет напрямую связана с его биографией.  Но, все же, хорошее интервью зависит от таланта журналиста и от степени откровенности интервьюируемого.

- Если вспомнить наш материал о докторе Комаровском, то он категорически не хотел говорить о личной жизни, - продолжает Ирина Емец. - И он раскрылся сквозь свою профессию. Автор начал материал с того, что спросил, хочет ли он, чтобы его дети пошли в медицину, он ответил: «Нет, я категорически не хочу».   И вот потом начиная с детей и с того момента когда он пришел в медицину мы раскручивали всю его биографию. И кульминационным моментом этого материала было то, что на вопрос, что было самое сложное, когда он работал в детской реанимации, он ответил: «Самое сложное было – это выходить и говорить родителям о смерти их детей». И, на мой взгляд, это больше характеризует его как личность. Мы смогли показать этого человека не как шоумена, а как настоящего доктора. Можно много говорить о его работе на телевидении, но в этой фразе весь человек и эта фраза сделала все интервью.

Другой пример биографического интервью – это интервью с Ани Лорак. Казалось, что можно о ней написать, почти в каждом журнале о ней пишут. Но это было перед 8 марта, и решили привязать тему интервью к этому празднику. Материал назвался «Женский род Али Лорак» и героиня, рассказывая о своей бабушке, маме, себе и дочери раскрыла по-новому свою биографию.

Что нужно журналисту чтобы написать хорошую биографию?

По совету главного редактора «Viva! Биография», первое, что нужно сделать, когда вы начинаете изучать биографию героя  - это познакомиться с архивными материалами, второе - найти переписку, если она была, встретится с очевидцами, свидетелями. И последний пункт, которого нет нигде, но который самый важный – это увидеть детали. Иногда одна деталь может характеризовать всего человека. И если мы подхватим эту деталь, не упустим ее – то биография может состояться. Если нет ни каких деталей, то это будет провальный материал.

- Я хочу рассказать о материале, об актрисе Наталье Андрейченко, которая сыграла  Мэри Поппинс. Автор материала однажды с ней встречался. Для него она всегда была леди совершенство, и вдруг он видит ее немного выпившую, матерящуюся, вульгарную. Она ест борщ, и капуста из борща повисла на ее подбородке. И вот пока они разговаривали, эта капуста все время висела. И столько уже лет прошло, а все помнят эту капусту. Вот такие детали в художественном произведении, а мы говорим о художественной биографии, очень важны, - рассказывает Ирина.

IMG_8241_

Не навреди!

В написании биографического очерка всегда есть некий элемент вымысла, тем более, когда биография не является исключительно интервью. Автор в работе над материалом анализирует героя, пытается его понять, и иногда некоторые вещи может домысливать. И вот в этот момент, очень важен внутренний стержень человека, чтобы удержаться и не навредить. Написание художественной биографии – это всегда очень рискованное дело. Важна степень нашей внутренней ответственности за материал, который мы пишем и степень погруженности в тему. Насколько это было в его духе. Но мы в любом случае остаемся журналистами и нам нужно убедить читателя, что материал, который мы собрали достоверный. Что убеждает читателя в достоверности материала. Это, прежде всего документальные фотографии, а фотографии всегда либо покупаются в агентствах, либо предоставляются родственниками или свидетелями этих событий.  Пустые фотографии, где-то скаченные из интернета не приемлемы. Важно помнить, что все фотографии, которые вы публикуете должны выходить только с согласия героя. Чтобы не было вмешательства в личную жизнь, ведь часто тут завязан не один человек.   Второе – это цитаты самих героев.  И последнее – это версификационность.

- Когда мы приводим несколько версий – это придает доверительность материалу, - рассказывает Ирина Емец. - В материале о Гагарине, а это был очень сложный материал, так как о Гагарине сказано все, когда нужно было в конце определить погиб он или нет,  там было несколько версий. По одной он куда-то уехал, по другой - начал сильно пить и его просто удалили. И все их нужно было перечислить, чтобы читатель сам выбрал. Но читатель всегда чувствует, какой версии придерживаетесь вы. В данном случае он четко понял, что Гагарин погиб. Это было сделано одной деталью. У него было много родинок и ему говорили - счастливый. Его друг Алексей Леонов рассказывал, что одна была на шее, он ее хорошо помнил. Это было сказано еще в середине материала. И вот в конце, когда  автор перечислил все версии гибели Гагарина,  был дан такой факт:  Леонов пришел осмотреть  останки после катастрофы, собранные в эмалированном ведре, и увидел там  часть плеча и родинку, и понял – что надежды нет. И здесь не надо больше говорить какой версии придерживаемся мы.

IMG_8250_

Кто интересен сейчас нашему украинскому читателю.

Как ни удивительно, но великие личности пусть и уже ушедшей эпохи, и сейчас могут быть интересны современному читателю, так же как, например, Бред Питт. Но тогда важно найти актуальность в герое и подчеркнуть ее.

- Казалось бы Марта Геббельс уже далека от нас, что тут может быть интересного? Но, на мой взгляд, ее актуальность в том, что она стала жертвой рекламы, идеологом которой был ее муж. Той рекламы, в основе которой и сейчас применяют геббельсовские методы. И читатель должен понять, что жертвой такой же рекламы может стать каждый из нас. Геббельс сумел так промыть мозги не только всей нации, но и свой собственной жене, что она сама отравила своих шестерых детей, и в этом ее трагедия. По мнению автора, вся ответственность за это лежит на той пропаганде, которую он проводил. Вот поэтому мы сделали такой материал о Марте Геббельс. И он не столько о ней, сколько о методах пропаганды Геббельса.

Как не удивительно, но материалы о голливудских или отечественных звездах наименее востребованы у читателей. Люди устали от затертых глянцевых лиц и хотят величия. Им хочется почитать о человеке пусть с изломанной судьбой, но который сделал что-то значимое в своей жизни. И может поучиться на этой судьбе, возможно, увидеть его ошибки и для себя сделать правильные выводы, расширить свои знания и свой кругозор. Ведь можно и нужно писать искренние биографии без деталей личного гардероба.

Напомним, Международный Форум «Новомедиа» проходил 15-17 ноября 2013 года в Киеве в Украинском доме. Это ежегодное мероприятие для работников всех типов средств массовой информации из Украины и других стран. Такие профессиональные встречи Ассоциация «Новомедиа» организовывает с 2004-го года.

 

Виктория Покатис, пресс-центр МФН

 

mfn14_final300

Международный Форум «Новомедиа» – ежегодное масштабное журналистское событие в Киеве. Традиционно проходит в ноябре и базируется на центральных площадках столицы – Дом кино, Украинский дом. Это – платформа для общения и повышения квалификации представителей медиа-сектора. Тут собираются представители светских и религиозных СМИ из множества стран. В 2011-ом участвовали делегаты из 10 государств. На Форуме встречаются специалисты в телевидении, радиовещании, газетно-журнальном секторе, веб-проектах и новых медиа. В 2012-ом около 40 топ-специалистов стали спикерами на этом глобальном событии. Подобная концентрация профессионалов является ежегодной доброй традицией для Форума.